Рабочая станция Korg T3

Рабочая станция Korg T3           Это довольно старый уже инструмент. Той же эпохи, что и знаменитый Korg M1, но этот столь знаменитым не стал. Строгости ради сразу сообщу, что все рабочие станции серии Korg T (T1, T2, T3) принципиальных различий не имеют. Отличаются количеством клавиш и типом клавиатуры (Korg T1 - 88 клавиш, молоточковая механика, Korg T2 - 76 клавиш синтезаторная клавиатура , Korg T3 - 61 клавиш синтезаторная клавиатура ) и у T1 есть еще одно маленькое отличие - 1 мегабайт оперативной памяти для хранения загруженных с карт звуковых расширений дополнительных волновых исходников, ...

... но чуть позже компания Korg перевыпустила T2 и T3 с индексом "EX" добавив к ним эту же самую опцию, таким образом практически стерев различие меду разновидностями этой модели. А те пользователи, которые поторопились приобрести ранние версии T2 и T3 могли обратиться в сервисный центр или самостоятельно установить этот вожделенный мегабайт.

          Но не в нем суть этой серии рабочих станций Korg T. А в чем? - читайте дальше.

          Выпустив знаменитую рабочую станцию Korg M1 разработчики решили довести идею создания музыкального произведения от задумки до выпуска в одном инструменте до некоторого реалистичного рубежа. Korg M1 был откровенно слаб для поставленной цели (хотя методом ряда ухищрений цель порой достигалась) и следующий инструмент должен был быть наделен всеми недостающими в тот момент качествами, необходимыми для создания аранжировки в одном универсальном инструменте. Но, как говорится, за разумную цену.

          Я предполагаю, что именно последнее условие и не было выполнено и от того такая замечательная рабочая станция не стала культовым инструментом и не оказалась в каждой студии того времени и очень скоро была снята с производства, а Korg M1 тем временем все выпускался и выпускался, и уверенно обретал все новых и новых сторонников.

          Но хватит проводить параллели с другим инструментом. Пожалуй, будет правильнее описать инструмент как есть и может быть во второй статье выявить сравнительные отличия от модели-предшественника. Вот так и поступим.

          Сам термин "Рабочая станция" подразумевает наличие в одном корпусе музыкального инструмента сразу нескольких составляющих. В случае с моделью Korg T3 составляющие были такие: Синтезатор, Клавиатура, Секвенсор, Микшер, Эффект-процессор. Вот пять составляющих успеха компании Korg, которые с момента успешной реализации всего этого в одном стальном корпусе вновь сделали её лидером среди производителей клавишных музыкальных инструментов.

          Тем не менее мы не всегда вспоминаем о шестом слагаемом - эффективной и надежной интеграции всех пяти устройств между собой как внутреннее (аппаратно), так и внешне посредством удобного пользовательского интерфэйса.

          При создании рабочей станции серии Korg T разработчики добавили к выше перечисленным шести составляющим еще и седьмое и сделали это впервые, но о нем чуть позже. А сейчас о всем по порядку

          Внутри клавишного электронного музыкального инструмента звук рождается в так называемом тон-генераторе. Если этот звук еще можно видоизменять в широких пределах и создавать собственные уникальные звучания, то тон-генератор можно и должно назвать синтезатором. Синтезаторы бывают разных типов. О всех сейчас не расскажешь. Тот, что имел место быть в составе станции Korg T принадлежит к типу ромплеров. Ромплеры воспроизводят наперед заданные волны или сэмплы, как их еще называют. Это образцы звучания разных инструментов от акустических пианино и гитар, до записанных где-то кем-то звуков аналоговых синтезаторов и специфических шумов.

          Таких образцов в памями рабочей станции Korg T насчитывается 190. Плюс к ним 85 сэмплов ударных инструментов для составления ДрамКитов (ударных установок, так сказать). Это существенно больше чем в модели M. А занимают все эти звуки в жесткой неудаляемой памяти инструмента всего 8 мегабайт места. Эта цифра кажется смешной в сравнении с аналогичными характеристиками современных инструментов. Взять к примеру Korg TRITON Extreme - в его Rom-памяти сэмплы разлеглись на целых 160 Мб. Но позвольте вам заметить, что при всем его неплохом звучании я не смог найти или создать в нем тех потрясающих хоров, электропиано, органов и некоторых других классических тембров, что есть в наличии у моделей T и M.

          Вот так вот и получается, что будучи зажатыми в суровые технологические рамки, разработчики гораздо тщательнее готовили сэмпл-базу каждой модели и все, что было загружено в инструмент звучало блистательно и бескомпромиссно, а не так как сейчас - этот звук не то, а этот ни сё и из тысячи заводских пресетов для работы годится в лучшем случае сотня.

          Легендарный M1 прогремел и заработал бессмертную славу всего с 4 мегабайтами Rom-памяти и сотней исходных волн. Не ставший легендарным, но так же очень качественно склёпаный Korg T имел на борту все те же исходные 100 волн совершенно идентичных (по заявлению разработчиков) из волнового арсенала M1 и в добавок к ним еще 90 дополнительных великолепных сэмплов.

          Но сэмпл - это еще не звук, не тембр, не программа (program - этим термином именуется в инструментах Korg некая совокупность параметров и настроек определяющих элементарное, но уникальное звучание того или иного пресета находящегося в тембральной памяти инструмента, то есть, когда мы подходя к инструменту и желая извлечь элементарный звук фортепиано, мы набираем на панели управления инструментом номер этого звука и имеем дело именно с программой - набором параметров создающих именно этот звук из исходной волны аппаратными средствами инструмента).

          То, что синтезаторная секция Korg T делает с исходной волной, и есть алгоритм синтеза AI (Advanced Integrated).

          Начинается он с выбора типа программы. Всего их может быть три (а если заглянуть глубже в суть, то - два): Single, Double и Drum. Single - для создания программы используется одна исходная волна (например - сэмпл рояля); Double - для создания программы используется две исходных волны (например - скрипка и флейта, или - прямоугольный импульс и синусоида, а может быть - два совершенно одинаковых сэмпла электрооргана); Drum - используется для создания барабанной программы и используется тут некий DrumKit - комбинация барабанных сэмплов привязанных к той или иной клавише и имеющих индивидуальные точные настройки по громкости, высоте тона, яркости и продолжительности затухания. Весь процесс создания ДрамКита происходит не в режиме работы с программой, а в режиме Global. Там DrumKit собирается из 85 возможных составляющих и запоминается под одним из четырех возможных номеров, то есть, всего в памяти инструмента может находиться 4 разных барабанных комплекта. Но все они редактируемы и не составляет большого труда сохранить их на внешних накопитель и сделать еще 4 новых комплекта и опять сохранить и еще сделать... создав таким образом необходимую библиотеку ДрамКитов и пользоваться ими по мере необходимости, время от времени создавая все новые и новые.

          Но если разобраться, то тип звука Drum - все таки это одиночная программа, ведь в формировании одного звука участвует одна волна. Или как говорят электронщики (а эта терминология используется и в руководстве пользователя этого инструмента) - один Осциллятор.

          Это важное замечание, так как количество осцилляторов, которые могут звучать одновременно в рабочей станции Korg T всего 16. При нажатии одной клавиши в случае использования программы типа Single или Drum мы задействует один осциллятор, а в случае с программой типа Double - используем сразу 2 осциллятора. Данное знание полезно при создание аранжировок и необходимо время от времени подсчитывать - сколько осцилляторов в данном фрагменте партитуры будет необходимо, что б не произошло превышение числа необходимых осцилляторов, так как в этом случае ранее взятые (но еще неотпущенные) ноты могут замолкнуть сами собой и очень будет нехорошо, если вдруг этот звук окажется солирующим.

          Дальше в процессе формирования программы со второй волной происходит принципиально то же самое, что и с первой. Отличаться будут только числовые значения. Поставленной в соответствие первому или второму осциллятору исходную волну можно настроить по октавности и задать интервал отклонения от основного строя в полутонах плюс-минус октава и даже тонко настроить расстройку второго осциллятора относительно первого в сотых долях тона. Но это - всего лишь - начальные данные. Далее звуковысотными характеристиками осциллятора будет руководить огибающая тона: некоторый график зависимости высоты тона от времени. На графическом дисплее рабочей станции Korg T пользователь увидит не только числовые параметры этого графика, но и саму кривую - как круто восходит атака и как полого возвращается тон сигнала к номинальному уровню заданному в стартовых настройках тона осциллятора. Степень падения и взлета тона по огибающей регулируется в пределах так же плюс-минус одна октава и обязательно есть возможность создать динамическую зависимость между силой нажатия на клавишу и степенью действия огибающей на высоту тона осциллятора. И на временные характеристики этой кривой. Иными словами величина подъема или спада высоты тона может быть разной для по-разному взятых нот и продолжительность набора/спада этой высоты (атака/дикэй) так же может быть очень различной для нежного и резкого нажатий.

          Эти настройки являются совершенно независимыми для первого и второго осцилляторов в составе Double-программы, так как у каждого из осцилляторов предусмотрена своя собственная огибающая тона. Но впоследствии, при переходе к более современному алгоритму синтеза AI2, разработчики ограничились одной огибающей тона на оба осциллятора и разность ее применения регламентируется лишь введенными коэффициентами. Такое нововведение коснулось синтезаторов и рабочих станций начиная с Korg 01/W и заканчивая серией Korg N. Стало чуть проще, но лично я часто сталкивался с необходимостью вырулить обе огибающие независимо друг от друга. И в синтезе AI2 это оказалось невозможно, а в традиционном AI - запросто. Короче говоря, Korg T это позволяет.

          Но переходим к следующему этапу синтеза - фильтр. Любители резонансных фильтров, квакающих звуков, свиста самовозбуждения будут страшно разочарованы - этого всего тут нет. Korg T - дитя самого начала эпохи цифрового синтеза и за разумные деньги делать резонансные фильтры в цифре еще никто не умел. Компания Korg реализовала эту задачу лишь в 1995 году выпустив знаменитые, но быстро ушедшие в историю модели Korg TRINITY и Korg Prophesy. Вот только тогда стало возможным полноценное звучание цифрового резонанса. А в конце 80-х чудом казалась обычная пассивная цифровая фильтрация - своеобразная заглушка, срезание высокочастотной составляющей.

          Но не спешите расстраиваться окончательно. Во-первых, было бы куда хуже совсем без фильтра, а если внимательно прислушаться к звучанию этого, то можно услышать легкий и достаточно интересный (хотя и нерегулируемый) подъем гармоник в районе частоты среза. Не сознаются разработчики, но едва заметный неуправляемый резонанс в фильтре синтеза AI они все же воплотили. Особенно это слышно при глубокой фильтрации всего частотного диапазона осциллятора вплоть до низкочастотной зоны - оставшийся низ выгибается дугой и начинает так убийственно ухать, что можно писать саунд-трэки в фильмам ужасов, а если вспомнить, что инструмент легко генерит инфразвуковые сигналы и выдает из через высококачественный ЦАП практически без искажения и падения амплитуды, то можно догадаться и использовать звучание Korg TM - тоже) как оружие звукового устрашения и генератор паники. Нашлись бы соответствующие динамики.

          Но вернемся к сути. Когда фильтр полностью открыт мы слышим именно то, что частотно заложено в исходную волну. Закрыть/прикрыть фильтр можно двумя способами: статично понизить частоту среза или динамически - опять же через соответствующую каждому из осцилляторов уникальную огибающую фильтра. В численных параметрах кривой огибающей задается стартовый уровень частоты среза, время переходя к уровню атаки, высота атаки, время разложения до уровня точки излома, частота среза точки излома, время стабилизации до уровня частоты среза поддержки, сам уровень поддержки (частота среза фильтра к которой рано или поздно выйдет фильтр, если держать клавишу не отпуская некоторое продолжительное время) и еще два параметра связанных с поведением фильтра после отпускания клавиши - уровень к которому будет стремиться частота среза после команды note-off и сколько времени на это стремление будет требоваться для достижения этого уровня.

          Вот целых 8 параметров. Но это ориентировочные значения, которые могут в реальности проявляться в зависимости от других параметров, таких как коэффициэнт зависимости от скорости нажатия на клавишу, от так называемого "наклона клавиатуры" (или по другому - от "перекоса клавиатуры") хотя реально никакого наклона не предполагается и имеется в виду, что есть некая точка (а точнее клавиша) которая есть центр и в ней поведение огибающей фильтра соответствует численным значениям. Для клавиш (нот) находящихся справа или слева от заданной центральной ноты поведение огибающей и самого фильтра будет несколько иным и будет аналогично детским качелям-перекладине - чем ниже опускается некая точка на этой перекладине (клавиатуре), тем сильнее закрывается фильтр и звук становится глуше (и как мы знаем теперь, более насыщен средними или даже низкими частотами), и напротив, чем этот умозрительный подъем больше, тем ярче и звонче получается звук. Подъем правой части клавиатуры обуславливается наличием положительного коэффициента наклона. Если же дополнительная яркость требуется для низкой части клавиатуры (относительно клавиши определенной как центральная), то коэффициент нужно ввести отрицательный. Какой именно? - это определяется на слух, но впределах ±99 условных корговских единиц.

          Так же может иметь положительные и отрицательные значения зависимость открытия фильтра от скорости нажатия, то есть можно создать условия при которых сильнее нажатая клавиша приведет к появлению более яркого звука, а модно сделать наоборот. Можно заставить нежно нажатые ноты появляться нежно и так сказать из-далека, при этом время атаки будет для тихо нажатых клавиш длиннее, но нажатые резко будут так же резко звучать. А можно сделать и обратную зависимость и самое главное - для любого параметра настройки фильтра.

          Разумеется, можно в самых разных пропорциях совместить первый и второй способ регулировки фильтра (статический и динамический) по алгоритму обычного сложения коэффициентов проявления того и другого.

          Несмотря на изначальную ограниченность работы электронной части этого цифрового фильтра, программная часть его регулировки позволяет делать с фильтром буквально чудеса и получать в результате совершенно необыкновенные оттенки звучаний и потрясающие исполнительские возможности.

          Следующей страницей в редакции программы будет еще одна огибающая, но в этот раз управлять она будет самой обычной громкостью отдельно взятого осциллятора. Здесь все совершенно аналогично - все зависимости и перекосы клавиатуры и растягивание во времени графика, который на ряду с численными значениями отображается на графическом дисплее рабочей станции Korg T. Единственной незадачей можно назвать монофоничность пары осцилляторов. При том, что осциллятор в режиме Drum вполне отрабатывает панораму каждого их составляющих DrumKit барабанных сэмплов, но в остальных режимах работает точно по-центру и не регулируется в этом смысле. Это существенное упущение алгоритма синтеза AI, но оно с успехом преодолевается использованием некоторых других возможностей инструмента. До них еще доберемся.

          Три огибающие в формировании программы (program) - это основа организации звука, но есть второстепенные мелкие штрихи, которые не менее важны порой и даже могут иногда изменить звук до неузнаваемости. К таким "штрихам" я бы отнес работу дополнительных осцилляторов низкой частоты OSC1 и OSC2. На каждую программу, не зависимо от количества задействованных в ней основных тонообразующих осцилляторов, этих дополнительных осцилляторов всегда два. и их назначение строго регламентировано с самого начала: первый воздействует на высоту тона, заставляя звук вибрировать по высоте тона с некоторой регулируемой частотой и некоторой геометрической зависимости (это может быть синус, треугольник , пила и прямоугольник). Степень воздействия (глубина) тоже регулируется. Предусмотрена настройка задержки начала действия и синхронизация с моментом нажатия. Однако все эти параметры будут одинаковы для обоих основных осцилляторов входящих в состав программы (если программа работает в режиме Double), либо воздействие для одного из основных осцилляторов можно блокировать. Второй дополнительный осциллятор также создает вибрато, но не вибрацией тона, а вибрацией частоты среза фильтра. Все его настройки идентичны первому доп.осциллятору.

          Действие дополнительных осцилляторов может быть фиксированным, то есть быть одинаковым в течении всего времени использования данной программы (музицирования этим звуком), но можно назначить определенную зависимость увеличения этого действия на контроллеры инструмента. Глубина действия обоих дополнительных осцилляторов может быть поставлена в соответствие с глубиной дожатия клавиш на клавиатуре (AfterTouch), то есть звук будет приобретать вибрато в случае увеличения степени нажатия на клавишу. Первый доп.осциллятор может быть (и по умолчанию часто) связан с джойстиком в направлении движения его рукоятки от_музыканта. Причем, эта зависимость предполагает не только увеличение глубины воздействия, но и изменение скорости вибрации, хотя достаточно грубо и ступенчато. Но на слух вполне приемлемо и очень полезно. Особенно в случае создания специфических эффектов или окраски ярких синтетических соло. Второй (фильтровый) осциллятор по умолчанию связан с ручкой джойстика в направлении к_музыканту. Все настройки могут быть принципиально теми же.

          Кроме связей с дополнительными осцилляторами на джойстик можно назначить управление высотой тона в пределах ± одна октава и яркостью фильтра от полного открытия, до максимального его заглушения. Все это крайне полезно в исполнительском искусстве.

          Те же связи с фильтром, высотой тона и в данном случае еще и с громкостью возможны для настройки дожатия клавиш (AfterTouch)

          Последним этапом формирования звуковой программы в Korg T является настройка секции эффектов. Если сравнивать алгоритм синтеза с автомобилем, то мы уже рассмотрели двигатель, коробку передач, рулевое колесо и тормоза. Секция эффектов в данной ассоциации похожа на прицеп, который иногда можно отцепить и прицепить к нашему грузовику другой прицеп эффектов. Дальше мы увидим, что это случается при работе с станцией Korg T сплошь и рядом. К этому мы еще подойдем ближе, а сейчас просто надо знать, что настройки секции эффектов не являются неотъемлемой частью программы. Это просто приятный довесок.

          Секция эффектов рабочей станции Korg T состоит из двух процессоров. Как правило каждый из них работает в режиме стерео, но есть и другие режимы. Зависит об выбранного алгоритма использования каждого из процессоров. Архитектурой рабочей станции подразумевается два способа включения секции эффектов - последовательный и параллельный, но в рамках отдельно взятой программы (ввиду отсутствия панорамирования и назначения пути сигнала в разные выходные порты) возможен только последовательный способ. Параллельный ведет к отключению второго эффект-процессора.

          Поскольку в рамках разговора о создании программы (program) полностью работу секции эффектов не прояснить, то пожалуй краткого ее упоминания вполне хватит.

          Сама по себе секция эффектов в рабочей станции Korg T очень высокого качества. И большая досада в том, что этой связкой из двух эффект-процессоров нельзя обработать внешний источник. Тем не менее и в работе с внутренним сигналом секция эффектов имеет определенные ограничения. Во-первых: секция работает только по принципу "master-effect", то есть эффектом обрабатывается сразу весь микс (или некоторая его часть) и возможности обработать разные партии одним и тем же эффектом избирательно нет (схема "посыл-возврат" с регулируемым посылом в этой рабочей станции не воплощена); во-вторых: есть запрещенные комбинации эффектов, например, нельзя использовать вместе "Tremolo"([18], [19]) и "Symphonyc Ens" ([24]) и некоторые другие сочетания. Но большинство эффекторных алгоритмов вполне уживаются друг с другом. В остальном, секция эффектов станции Korg T просто произведение искусства. Здесь доступны мельчайшие нюансы настройки каждого из 32 алгоритмов. Величина задержки регулируется с точностью до 1 милисекунды, для Флэнджеров и фэйзеров скорость вращение волны редактируется с точностью до 0,03 Герца, во многих эффекторных алгоритмах доступна организация прямых и обратных связей с откровенным зацикливанием и возбуждением, а простые алгоритмы уже собраны в моно-сеты по два разных или условно разных эффекта. В крайнем пределе секция может быть как стерео-системой их пары стереоэффектов, так и системой четырех моно-эффектов с 4 независимыми моновыходами.

          В заключении повествования о системе синтеза AI сообщу, что все эти настройки могут быть одним нажатием сохранены в любой из двух банков программ (по 100 программ каждый) с присвоенным удобным именем (10 символов включая большие и малые латинские буквы, цифры и все спец-символы клавиатуры)

          Переходим к следующему режиму работы станции Korg T - Комбинации (Combi)

          Если в режиме программ мы работали одновременно только с одним тембром инструмента (пусть даже организованным с помощью двух различных осцилляторов или набора барабанных сэмплов), то в режиме Комбинаций нам будет доступно использование до восьми разных звучаний. Комбинация она и есть комбинация, что бы комбинировать заранее созданное.

          Представим себе, что обладая единственной клавиатурой нам предстоит играть двумя руками, причем одной руке поручена партия фортепиано, а вот другая рука призвана исполнять партию флейты. Возможно это? Возможно. И не только это. Но остановимся пока на простом примере и разберемся как вообще устроена "комбинация" в рабочей станции Korg T.

          Комбинация это некий блок из 8-ми ячеек, каждая из которых устроена ровно так же как только что рассмотренный набор параметров определяющих "программу" (program). То есть каждая комбинация может звучать как 8 разных (или не очень) программ одновременно. Но со своими настройками и регламентом.

          Поскольку поставленная задача касается всего двух звуков (программ), то представим, что шесть остальных просто отключены.

          Итак, назначаем в одну ячейку программу звучащую как фортепиано, в другую - флейту. А теперь определяем какая зона (от какой клавиши до какой) будет звучать роялем, а какая - флейтой. Это просто и понятно, но оказывается это мизер от того, на что реально способна "Комбинация". Во-первых, эти зоны совершенно независимы друг от друга и могут как полностью совпадать, так и совершенно не касаться друг друга. Во-вторых зоны могут назначены за пределами клавиатуры и звучать получая миди-сигнали с другой клавиатуры - более широкой или перенастроенной выше/ниже. Зоны могут быть совершенно произвольной протяженности, от 128 клавиш (от C-1 до G9) и до всего одной, какой-нибудь F#4. Это что касается зон на клавиатуре в ширину, но ограничение в звучании можно организовать и относительно силы нажатия и какие-то тембры будут звучать лишь при игре "Пианиссимо", от пиано до форте будет звучать другой тембр, а "фортиссимо" будет исполнено третьим каким-то звуком. При этом настройка так называемой динамической чувствительности каждой из ячеек будет осуществляться в пределах от 002 до 126 единиц отражающих скорость нажатия на клавишу.

          Таким образом в рамках одной комбинации можно разделить клавиатуру даже на 8 участков, каждый из которых будет "играть" своим звуком и так же ограничить возникновение ряда звуков определенной динамической нишей.

          Кроме этого можно настроить еще более тонкие исполнительские нюансы - заставить миди-клавиатуру рабочей станции Korg T работать не только в режиме динамической ниши, но и в рамках определенного графика зависимости между экспрессивностью данного исполнителя и теми сигналами, которые будет посылать блок клавиатуры в миди-систему станции или даже во внешнюю миди-систему по средством подбора подходящих кривых зависимости между силой нажатия на клавишу и тем цифровым значением, которое данному нажатию поставится в соответствие. Подобная возможность есть и в отношении послекасания (или дожатия клавиши - [AfterTouch]). Его численные значения тоже будут функционально обработаны и отправлены в миди-систему в соответствии с исполнительскими тенденциями данного исполнителя. Таким образом инструмент может подстроиться под практически любую манеру игры от исключительно мягкого звукоизвлечения, до крайне жесткого.

          Здесь следует отметить, что разработчики, понимая, что исполнительские возможности инструмента не рядовые, позаботились о том, что бы скоммутировать его с другими тон-генераторами было проще простого. Для этого рабочая станция станция Korg T снабжена не одним, как обычно бывает, а 4-мя МИДИ-выходами (MIDI-Out). Но и это еще не все. На выходе из станции миди-команды могут быть разделены на две группы. Именно поэтому миди-выходы именуются различно. В этом инструменте существует два MIDI-Out_A и два MIDI-Out_B. Таким образом одна рабочая станция, как миди-клавиатура или миди-секвенсор, может вести за собой две миди-системы. С тем, правда замечанием, что общее количество миди-каналов не будет превышать 8.

Ну и совсем уже как обычно, каждой ячейке можно назначить собственную громкость, транспозицию, микро-расстройку и панораму. С панорамой связана очень важная деталь, которой мы не коснулись в режиме "Program", но самое время коснуться сейчас.

          Что бы панорамировать любую ячейку от левого канала до правого в рабочей станции Korg T предусмотрено 11 положений: A, 9:1, 8:2, 7:3, 6:4, 5:5, 4:6, 3:7, 2:8, 1:9, B. Как можно догадаться, крайние значения в этом списке (А и В) соответствуют Левому и Правому каналам. 5:5 - центр, Однако если двинуться дальше за "В", мы наткнемся еще на три интересных позиции: C, C+D, D. Это открылась возможность направить сигнал некоторых (а хоть прямо всех) ячеек "Комбинации" в дополнительные аудио-выходы рабочей станции, ведь их у нее целых 4, что крайне полезно в студийной работе.

          Но такое изменение маршрутизации сигнала так же сопряжено с разным прохождением его по секции обработки сигнала эффектами. Как оно будет отличаться видно из приведенной ниже схемы:

          А теперь более подробно. Пока напротив каждого из эффектов стоит значение [OFF], эффекты не работают и схема маршрутизации не сказывается на конечном звучании каждой из секций "Комбинации". Маршрутизацией лишь можно заставить сигнал того или иного "тембра" выйти через то или иное отверстие в задней части корпуса рабочей станции. Или настроить соотношение громкостей сигнала между двумя некоторыми отверстиями: Между А и В существует 11 градаций в соотношении громкостей, а между C и D только 3 (с большой натяжкой).

          Но как только мы включаем секцию эффектов, то возникает еще много тонкостей. Начнем с последовательного включения эффектов. В этом случае все ячейки "комбинации" отпанорамированные в пределах от A до B суммируются и этот микс целиком обрабатывается сначала эффектом #1, а затем эффектом #2. Но, посмотрите внимательно на первую схему включения, те ячейки, звуки которых имеют маршрутизацию (то же панорамирование, но за пределами B) в C, C+D, D тоже суммируются и панорамируются еще раз и уже после этого со вновь обретенной панорамой вливаются в "общий поток" как раз между эффектами #1 и #2 и эта часть звуковой составляющей появляется в основном аудио-выходе рабочей станции Korg T ( 1 + 2 ) обработанной только вторым эффектом. Но необработанный сигнал ячеек направленных в C, C+D, D достигает аналоговых выходов станции ( 3 + 4 ), что называется в сухом виде. Это удобно, так как можно применить параллельную обработку какими-нибудь внешними средствами и присуммировать к общему миксу посредством обычного аналогового микшера. А можно и вовсе не пользоваться внутренним эффектингом, если требуется какая-то исключительная внешняя обработка. В таком случае в пост-панорамировании для смикшированного сигнала на шину C или D предусмотрено значение OFF, то есть сигнал из выхода 3 или 4 вылетает, но к аудиопотоку идущему по шинам A и B через секцию эффектов на подмешивается.

          Пределы панорамирования внутри секции (для проникновения сигнала с шин C и D) изменяется в пределах: OFF, R, 01:99, 02:98, ... 50:50, ... 97:03, 98:02, 99:01, L ; то есть это более тонкая регулировка, хотя, точность здесь гораздо менее востребована.

          В случае параллельного включения эффектов ситуация становится гораздо более простая. Ячейки комбинации отпанорамированные в пределах от A до B попадают в эффект #1. Ячейки имеющие панораму C, C+D, D попадают в эффект #2 и в дальнейшем могут быть смикшированны с основным потоком обработанным эффектом #1 по уже описанной схеме пост-панорамирования. А через выходы 3/4 рабочей станции Korg T будут звучать несмешанный ни с чем сигнал вышедший из эффекта #2.

          Вот, собственно, и все, что кратко касается секции эффектов рабочей станции Korg T. В сравнении с современными станциями здесь возможности обработки сильно ограничены тем, что по сути дела ячейки либо обрабатываются эффектом, но тогда все идущие в определенный эффект обрабатываются в равной степени, либо остаются без обработки. В противовес этому ограничению я могу высказать следующую мысль, проверенную и подтвержденную на опыте, что учитывая очень высокое качество обработки, всегда можно найти компромисс в настройке секции эффектов, при котором некоторые звуки будут обработаны недостаточно, некоторые избыточно, но в целом, все будет звучать хорошо. Опираясь на этот принцип мне удалось записать два десятка альбомов и они звучат вполне убедительно.

          Очень интересной особенностью рабочей станции Korg T , которая так же проявляется в режиме "COMBI", является возможность настройки MIDI-трансляции сигналов подаваемых джойстиком

          По умолчанию манипуляции джойстика "Joy Stick X" (перемещение рукоятки джойстика вдоль клавиатуры) определены как Pitch Bander и используются для плавного изменения высоты тона, но вместо отработки Pitch Bander-а можно назначить на данное перемещение рукоятки любой номер MIDI-контроллера с номерами от 000 до 101. То же самое справедливо и для перемещений рукоятки поперек клавиатуры ( Joy Stick +Y и Joy Stick -Y ), которые по умолчанию отрабатывают изменение аргументов контроллеров с номерами 001 и 002.

          Остается лишь сопоставить реально выполняемые MIDI-команды самой рабочей станцией с номерами контроллеров, которые могут быть заданы в настройках. Однако это за рамками данной статьи, лишь замечу, что данная возможность направлена на реализацию совместной работы рабочей станции Korg T с каким либо другим звуковым модулем, который эти MIDI-команды наверняка выполняет

          На этом с режимом "COMBI" прощаемся и переходим к СЕКВЕНСОРУ.

          Korg T не был бы рабочей станцией, не будь у него возможности не только создавать новые звучания и обрабатывать их смешивая меж собой, но и запоминать последовательности нажатий клавиш и движения контроллеров. Секвенсор как раз и является той электронно-вычислительной машиной, которая запоминает все, что делает музыкант, что и как играет музыкант, но самое главное, позволяет впоследствии достаточно широким образом редактировать запоминаемую информацию самыми разными способами.

          Итак, в фундаменте секвенсора лежит всю та же восьми-ячеечная комбинация позволяющая каждому трэку (каналу) сопоставить свой тембр с громкостью, панорамой, настройкой зон срабатывания по номеру ноты и силе нажатия и миди-фильтр, позволяющий игнорировать или выполнять миди-команды.

          В финале работы секвенсора находится все тот же процессор эффектов, который мы только-что рассматривали в рамках режима "COMBI". Никаких отличий нет. А вот между этими двумя конечными станциями и простирается восьмирядное шоссе тела секвенсора и еще 200 запасных маневровых перегонов - паттернов, которые можно использовать подобно строительным блокам конструктора LEGO.

          Как я уже отметил, секвенсор рабочей станции Korg T имеет 8 трэков. Это всего-ничего в сравнении с современным стандартом 16 трэков и уж тем более в сравнении с продвинутыми рабочими станциями обладающими 32-трэковым секвенсором или вообще - двумя секвенсорами на борту. Но с другой стороны, покажите мне вменяемую партитуру, где оправдано более 8 партий? Посмотрите на состав большинства рок- и поп-групп - редко где встретишь более 6 музыкантов играющих одновременно. Так, что 8 трэков, это мало, тесно, неудобно, но вполне достаточно и даже более того, если вы сумеете реализовать свое произведение в 8-ми трэках, оно будет более притягательным на слух в сравнении с тем вариантом, где оно будет в 16 трэках, но не доведено до ума, так сказать.

          Подобные инструменты учат лаконичности музыкальной мысли и отточенности аранжировок.

          К тому же в пределах этих 8-ми трэков можно многое. Во-первых, общее количество миди-событий может достигать 50 000. В конце 80-х это была страшная цифра. В предыдущем аналогичном инструменте от Korg эта цифра была в десятеро меньше. Количество тактов в трэке достигает в пределе 999. Каждый такт мог быть произвольной длины и размерности и мог вмещать не только ноты и миди-команды, но и до 200 паттернов. Паттерн - некая конструкция, обычно ритмической нагрузки, но может содержать что угодно, любое сочетание нот и миди-команд, но с той особенностью, что в произведении этот фрагмент повторяется несколько раз и достаточно создав такой паттерн просто указать его номер в одном или нескольких трэках какое-то количество раз и память на многократное использование этого музыкального фрагмента тратиться не будет.

          Как в любом нормальном секвенсоре возможно записывать партии с клавиатуры, или в степовом режиме. Можно играть не целиком дорожку, а выбирать в ней определенные участки и переписывать их или дописывать к ним дополнительные ноты. Можно подключить дополнительные клавиатуры и вводить одновременно несколько партий в разные трэки. Можно копировать фрагменты одного трэка в другие места других трэков, отрезать не нужные такты как пустые, так и с содержимым, вставлять новые пустые такты и квантовать содержимое трэков.

          Единственное, что напоминает пользователю, что перед ним не "золотая рыбка" исполняющая все желания музыкантов, а достаточно уже старая рабочая станция, - это разрешение секвенсора по времени - всего 48 тиков на четверть. Мало. Многие ньюансы живой игры могут быть искажены или пропущены. Однако, и эта проблема решается простым удвоением темпа. Представим, что наша песня имеет темп не 100 ударов в минуту, а 200 полу-ударов. Все тоже самое, лишь тактов вдвое больше и каждый из них проносится вдвое быстрее. Ну, а в результате мы получаем аналог разрешения 96 тиков на бит.

          К сожалению и в отличии от предшественницы этого инструмента, - рабочей станции Korg M1, в Korg T любой модификации память секвенсора сбрасывается при случайном или намеренном отключении питания. Но на этот случай предусмотрен встроенный дисковод работающий с обычными 3,5 inch 2HD - дискетами. Вот, правда, форматирование для дискет предполагается исключительно уникальное и современные компьютеры такие дискеты считают неформатированными и не читают. Но сейчас я и не рекомендовал бы прибегать с использованию столь-старомодного устройства и просто советую сбрасывать полный Dump данных в компьютер по MIDI-порту, коих в инструменте целых 4.

          В редакции данных трэка предусмотрено еще одно новшество, ранее невиданное - возможность обзора на графическом дисплее станции до 6-ти нот одновременно. Это сближает Korg T с такими монстрами как TRITON и TRINITY, так как в более промежуточных вариантах типа Korg N364/264 такой возможности нет.

          Так же впервые появился фильтр редакции, что позволяет музыканту работать только в выбранными типами данных - например отдельно обозревать данные изменения Pitch Bender-а и редактировать только его. Ну а потом заниматься, допустим, только нотами и значениями послекасания.

          Количество песен, которые одновременно можно держать в памяти секвенсора доведено до 20 (что вполне соответствует и современным требованиям), и что совсем удивительно для тех лет, есть возможность присоединять к одной песне данные другой песни (Сонга).

          Заканчивая разговор об этом замечательном инструменте хочу немного всплакнуть относительно того, что в свое время имея только положительные отличия и будучи полностью совместим с предыдущей моделью Korg M1, Korg T3 (и уж тем более Korg T2 и Korg T1) такой культовой популярности не получил. Количество выпущенных экземпляров этой станции вряд ли превысили 10% от числа произведенных Korg M1 и новая станция была скоро снята с производства в пользу уже созревшей новой станции Korg 01/W Fd ( и ее модификаций ...Fd Pro, ...Fd ProX ), в то время, как Korg M1 еще пару лет успешно выпускался.

          Почему? Потому, что столь продвинутый для своего времени инструмент получился очень дорогим и куда дешевле было сделать что-то новое (но не столь качественное и глобальное) выпятив на передний план не качество звука и надежность, а количество тембров, мультисэмплов и заточенных под это мегабайт памяти.

          Вот так сильнейший по плотности звука ромплер попал в разряд редких музейных дивайсов и в общем-то теперь совершенно невостребованных, так как модных для сегодняшнего дня попсовой музыки звуков в нем не много, а ваять такие звуки внутри него самому не всякому дано.

          Но я крайне рад, что стал обладателем этого инструмента и ближайшие мои студийные изыскания связаны именно с его звуковой палитрой.

          Надеюсь, что в ближайшее время напишу еще некоторое количество текста об особенностях и звучании этой рабочей станции.

Ваш Андрей Климковский | мои публикации

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как превратить Korg Monologue в настольный синтезаторный модуль

Korg 01/Wfd - Korg M1 - Korg M3R - Korg Legacy M1 | сравнительное тестирование характера звучания

Korg KRONOS 2 - Новая версия того, что уже было